Выбрать подходящую систему не так просто — у каждой свой набор инструментов и какие-то уникальные фишки.
Разобраться во всех тонкостях помогли Татьяна Костенкова, директор рекламного агентства «Блондинка.Ру», и наши талантливые сотрудники — Сергей Волошинов и Алиса Чернышева, которые знают все о потребностях клиентов из разных сфер. Статья написана по мотивам выступления Татьяны на «3D CONF: Три дня до дедлайна».
«Блондинке.Ру» сложно было бы обойтись без автоматизации — у нас много разноплановых клиентов, и для каждого мы запускаем рекламу в огромном количестве каналов — от контекста до маркетплейсов. Каждому сотрудники приходится следить за множеством кампаний на разных площадках, тратить время на оптимизацию и стараться не допускать ошибок. И это только по одному клиенту.
Чем больше клиентов — тем больше нужно сотрудников, а на сложные и большие проекты нужна полноценная команда. Выходит, что зарплаты — бо́льшая часть расходов в крупном performance-агентстве, на них приходится примерно 50-60% дохода. Но правильно настроенная автоматизация позволит уменьшить расходы. Например, менеджеру не понадобится ассистент, в чьи обязанности бы входило отслеживание и корректировка ставок или создание отчетов.
Конечно, автоматизация не бесплатна и стоит довольно дорого, но мы рассматриваем ее выгоду, учитывая сэкономленные средства.
Например, в прошлом году мы потратили на автоматизацию чуть больше 5 млн ₽ (~ 5% от дохода) и сэкономили почти 12 млн ₽ (~20% от ФОТ).
На чем экономили:
не нанимали десятки ассистентов для рутинных задач — их отдали системам автоматизации;
менеджеры, запускающие РК, смогли брать больше клиентов, т.к. работы по ним были оптимизированы (до автоматизации специалист вел 5-8 проектов, после от 8 до 10);
аккаунты тоже смогли вести на 3-5 клиентов больше.
Есть и неявная экономия — например, с автоматизацией сокращается число ошибок, повышается KPI. А понятная и прозрачная отчетность помогает нам понять, насколько выгодно вести тот или иной проект.
Наша стратегия строится на целом комплексе решений — то есть мы не просто запускаем РК через систему автоматизации и ждем результата. Работа ведется через Битрикс24 (ставим задачи, следим за сроками, не теряем важную инфу), 1С, Google Docs, а также с помощью собственных разработок. Для автоматизаци мы используем Alytics, Marilyn и К50. Их и разберем в рамках статьи.
За годы работы с системами автоматизации наше агентство открыло для себя четыре важные истины.
Весь оборот выгоднее завести в одну систему. При большом обороте становится ниже процент, который мы платим системе. А еще это дает доступ ко многим финансовым инструментам, применимым только ко всему обороту. Сюда относится сведение консолидированной (сводной) отчетности, сопоставление плановых и фактических показателей по всему агентству и многое другое.
Использовать преимущества разных систем. Сложно найти “самую лучшую систему” — у каждой есть свои особенности и уникальные инструменты. В зависимости от клиента мы подбираем индивидуальное решение, комбинируя возможности нескольких систем, если это необходимо.
Автоматизация — не панацея. Казалось бы, это удобно всегда. Но это нерационально, если клиент маленький, или же когда бюджет большой, а работ минимум. Например, вы уже нашли подходящую стратегию и оптимизировать нечего. А ведь вы платите системе от оборота.
Нужен менеджер по автоматизации. Мало кому хочется помимо работы с клиентом еще и общаться с поддержкой системы. Здесь необходим отдельный человек, который будет решать все вопросы, связанные с автоматизацией, изучать обновления и обучать сотрудников. Исходя из специфики его работы, можно нанять сотрудника на part time.
Решить, что лучше для конкретного клиента, система автоматизации не может. Но зато ей можно делегировать рутинные задачи, которые не только никто не любит.
Сюда входит:
Создание РК (особенно для e-commerce с тысячами товаров).
Управление РК (бюджеты и ставки).
Мелкая рутина (UTM-разметка, проверка битых ссылок и т.д.).
Управление проектами и отслеживание эффективности.
Финансовая аналитика.
Подготовка отчетности.
Кстати, про возможность управления проектами и сбор данных для финансовой аналитики знают не все. Позже мы остановимся на этом подробнее.
Alytics, К50, Marilyn — это три самых популярных системы на российском рынке, и мы их используем в работе. Сравнивая по статьям в интернете, может показаться, что функционал одинаковый, и можно выбрать ту, что для вас выгоднее. Но по своему опыту можем сказать, что у каждой из трех систем свои возможности и выгоды для агентства.
Рисовать таблички с галочками, как это делают остальные, мы не будем — это дает лишь отдаленное понимание того, насколько вам подойдет система. Таким способом можно лишь сравнить функционал, но нельзя понять, как что работает, удобен ли интерфейс (все ли там легко ищется/делается).
Мы решили сделать это на примере конкретных задач, показывая, какие инструменты применяются в каждом случае.
У каждой системы свой набор интеграций, и, чем их больше, тем лучше. Этот параметр меняется каждый год, и количество площадок увеличивается у всех систем.
Почему это важно:
Приходится реже переключаться между окнами. Если раньше Яндекс и Гугл были на разных вкладках, то теперь все в одном окне — от контекста до соцсетей и даже маркетплейсов.
Можно создавать сводную отчетность. Главное, чтобы выбранная система поддерживала все необходимые каналы.
Больше каналов — ниже процент, который вы платите системе.
Если вы работаете только с основными площадками, то подойдут Alytics и К50. Marilyn также поддерживает медийные размещения и маркетплейсы.
Недостаточно того, чтобы площадок было много, важно и то, насколько просто их подключить. Процесс займет до 10 минут в К50 и Marilyn, в Alytics все намного сложнее и занимает больше времени.
Кроме того, в К50 и Alytics РК подгружаются автоматически, а в Marilyn их надо добавлять в ручном режиме. Конечно, это увеличивает время подключения, но зато вы сами контролируете то, что добавляете.
Кстати, системы автоматизации позволяют сопоставить данные аналитики, не открывая для клиента данные о расходах (как это происходит при связке кабинетов).
Автоматизацию используют не только для экономии времени, но и для улучшения KPI. Но в некоторых случая лучше срабатывают автостратегии (либо их достаточно для достижения результатов). Что именно выбрать — решать вам. Тестируйте, сравнивайте результаты и смотрите, какой вариант подходит конкретному проекту.
Мы же просто рассмотрим часто используемые инструменты, которые облегчат вам жизнь.
Этот инструмент (его также называют биддер) есть в каждой системе, хотя и реализован по-разному. Используется для управления ставками по заданными правилам (или каскадам правил), с его помощью можно удерживать позицию, получать нужный объем трафика, получать клики по оптимальной цене.
Но для использования инструмента нужен опыт — недостаточно просто ткнуть кнопку, нужно прогнозировать, как именно сработает весь каскад правил. Среди частых ошибок: неправильный порядок правил, слишком строгие и невыполнимые условия.
Оптимизатор K50
Управление ставками в Marilyn
Биддер Alytics
Если пока не готовы настроить правила самостоятельно — можно воспользоваться готовыми шаблонами, в которых расписано, какие задачи они помогут решить. Конечно, они работают хуже кастомных правил для каждого проекта, но тоже эффективны.
Не все площадки одинаково эффективны — а поиски тех, на которые лучше всего распределить бюджеты отнимают много времени. Автоматизация поможет и тут, нужный инструмент есть в Marilyn и К50. Системы будут распределять бюджет, отдавая предпочтение наиболее выгодными площадкам по вашим KPI, исходя из конверсий, кликов, расходов бюджета и т.д. Средства будут расходоваться не только эффективно, но и равномерно.
Агентства, работающие с крупными клиентами понимают эту боль. Если менять метки вручную — на это уйдут многие часы, но Marilyn и К50 могут поддерживать все в актуальном виде автоматически.
Вручную это отследить нереально — зато представьте, сколько средств потратится, пока вы не поймете, что сайт все это время не работал. Инструмент есть во всех системах — он следит за корректностью ссылок и останавливает показы, если что-то не работает.
Функция, полезная для крупных интернет магазинов с тысячами товаров (или агентств с множеством услуг). Создавать объявления и поддерживать их в актуальном состоянии — задача непосильная для человека, но зато простая для робота. Система автоматизации может не только создать РК по фиду, но и вовремя менять цены, наличие, описания товаров.
У Alytics и К50 есть готовые решения, Marilyn предоставляет кастомную разработку под клиента. При этом Alytics идеален для небольших интернет-магазинов: стоит недорого, интерфейс понятный, выбор инструментов минимален.
Для средних и крупных подойдет К50 с его мощностями. Но и тут не без минусов — чем больше фид, тем медленнее работает генератор РК, так еще и не показывает процент загрузки.
Marilyn выгодно использовать для магазинов с ассортиментом от 100 000 товаров.
Системы помогают сделать более эффективными не только ваши рекламные кампании, но и сам процесс работы агентства. Давайте сравним и по этим параметрам.
Предоставление доступов для клиента поможет вам разгрузить сотрудников от лишней отчетности. Но тут важно ограничить доступы так, чтобы сотрудники видели полную картину, а клиенты определенные показатели.
Гибкая система правил позволит вам обойтись без кучи аккаунтов и доступов с разными правами. Проще всего ее настроить в Alytics, а в Marilyn и К50 доступны дополнительные настройки — внутри каждого уровня доступа можно выбрать, что именно будет показано.
Простые структуры можно создавать в Alytics и К50, а в Marilyn — многоуровневые с дополнительной настройкой аккаунтов
Та самая рутина, которая отнимает много времени, и обычно ее поручают аккаунтам — т.к. это меньший уровень ответственности, нежеле внесение корректировок в кампании. Но это дорого, да и от ошибок никто не застрахован даже тут. А ошибки в отчетах — чреваты ухудшением отношений с клиентами.
Это тоже делегируем системам автоматизации и поражаемся, сколько времени можно сэкономить. Кстати, в Marilyn даже провели эксперимент с целью понять, сколько времени тратится на выполнение задач вручную и с автоматизацией.
Потребности у агентств разные, так что вот небольшой чек-лист для того, чтобы выбрать подходящую систему для создания отчетов:
Как быстро создаются отчеты? Выделяется ли отдельный сервер при больших объемах данных, бесплатный или за доплату?
Какие доступы можно настроить для отчетов по расходам?
Корректно ли производится выгрузка в Excel?
Какие типы отчетов и метрики доступны?
Конечно, без контекста данные никому не нужны, их нужно сравнивать между собой, и хорошо, если все размещения находятся в одной системе автоматизации.
Например, в К50 и Marilyn можно оценить насколько выполняются плановые показатели. А еще в этих системах можно создавать свои метрики. Хотите посчитать лиды автоматически, а не в Excel? Задайте метрику как сумму целей «Отправка заявки» и «Заказ обратного звонка».
На новый уровень отчеты вышли в Marilyn — там есть конструктор, позволяющий сделать отчет любой сложности и в разных разрезах, кастомизировав под клиента. Например, добавить лого, раскрасить столбцы для наглядности, добавить комментарии. Настройте один раз, а потом система автоматически будет подгружать актуальные и отправлять клиенту на почту.
Как вы уже поняли, системы автоматизации помогают не только в эффективном ведении рекламы. Но они полезны не только для менеджеров, но и для руководителей. Они смогут наглядно оценить как прибыльность проектов, так и продуктивность сотрудников. А еще передать в 1С данные для закрывающих документов.
Можно даже заказать кастомный отчет, показывающий эффективность того или иного менеджера в разрезе рекламных каналов, проектов, клиентов.
По такому же принципу создаются отчеты по достижению плановых показателей, рентабельности клиентов, прибыли агентства
Для эффективной работы агентства система автоматизации должна стать частью всей экосистемы, то есть должна быть интегрирована с другим программным обеспечением: CRM, 1С и т.д.
Для сравнения API мы все-таки нарисовали табличку, потому что так нагляднее:
Таблица регулярно обновляется
Это была не битва систем за звание лучшей, мы опробовали все эти продукты на деле и заключили, что у каждого есть свои плюсы и особенности.
Marilyn подходит для оптимизации всех процессов в агентстве. Тут больше всего интеграций с площадками, шире возможности API, много инструментов для бизнеса в целом и тщательно проработана отчетность во всех ее проявлениях.
Alytics — оптимальное решение для средних клиентов, особенно e-commerce. Это самая дешевая система с интуитивно понятным интерфейсом, в ней больше всего систем аналитики. Кстати, у нас в блоге есть статья-разбор популярных вопросов по аналитике.
К50 идеальна для работы с большими e-commerce проектами, большими и средними клиентами. У системы мощный генератор кампаний, оптимизатор конверсий и собственная BI-систе
Осталось понять, рентабельна ли для вас автоматизация. Мы считаем по такой формуле: не дороже 10-15% от годового ФОТ сотрудников, которые ведут рекламу, или не дороже 5% от дохода агентства (не оборота). Но это в том случае, если она будет использоваться во всех процессах и для всех проектов.
Чтобы автоматизация приносила прибыль, а не стала еще одной статьей расходов, перед ее внедрением проанализируйте, как она сможет улучшить вашу экономику.
А как проходит типичный день нашего менеджера, и какую роль в нем играет автоматизация можно прочитать в другой нашей статье.
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на работу с этими файлами.