Блог

10.07.2014

Ослабления и запрет: три новые поправки к закону «О Рекламе»

На последней неделе июня Госдума одновременно во втором и третьем чтениях приняла три поправки к федеральному закону о рекламе, Совет Федерации их одобрил, и на днях  все законы, принятые в весенней сессии, включая закон «О рекламе», были подписаны президентом.

Первая из поправок, вызвавшая шквал негативных комментариев от представителей медиаиндустрии, запрещает показывать рекламу на платных телеканалах. Представители каналов и рекламных агентств уже написали письмо президенту, премьер-министру и депутатам Госдумы с просьбой перенести принятие решения. Поправка вступит в силу с начала 2015 года.

Согласно законопроекту, размещение рекламы запрещается на всех телеканалах с введенной абонентской платой и на тех телеканалах, что распространяются с помощью декодирующих технических устройств, например, таких как РБК ТВ или Discovery Channel.

«С запретом рекламы на платных каналах сузится ряд возможностей оптимизации цен, ведь раньше подрядчики мотивировали рекламодателей дополнительными скидками на федеральном ТВ за использование интернета, платных каналов, радио и т. п. Если их не будет, то сделки в целом подорожают,» – комментирует новую поправку генеральный директор агентства Arena Magic Box (АДВ) Руслан Самаев. 

По данным АКАР, неэфирные каналы, попадающие под новый запрет, в 2013 году заработали на рекламе 4 млрд. рублей, в то время как эфирные каналы – 152,2 млрд. рублей. Реклама на платных каналах имеет весьма скромную долю в денежном объеме – 1,23% всего рекламного рынка и 2,58% рекламных бюджетов на ТВ.

Вторая поправка, уже разрешительного характера, тоже связана с телевидением. Она отменяет запрет на рекламу пива и напитков на его основе на ТВ, в СМИ и местах проведения спортивных соревнований. Новая поправка разрешает размещение и распространение рекламы пива во время спортивных трансляций, а так же на страницах печатных изданий (кроме первой и последней полос газет и обложек журналов).

По оценке АЦ Vi, в 2011 году, до вступления в силу запрета на рекламу слабого алкоголя на ТВ и в СМИ,  подобная реклама занимала 0,32% рынка прессы и 3,37% ТВ-рынка.  

Третья поправка к закону «О рекламе» отменяет порог доминирования для селлеров в 35%. Положение о лимите появилось в законе в конце 2009 года, по аналогии с другими отраслями экономики. На тот момент крупнейший ТВ-селлер в России, группа Vi работала с 13 телеканалами и в период 2008-2009 обладала 70% долей на рынке. Чтобы не нарушать законодательство, селлер сохранил контракты с 8 клиентами, а 5 стал оказывать услуги консультационного характера.