Блог

31.07.2014

13 лет контекстной рекламы в России: ни шагу назад

31июля 2001 года был запущен первый сервис поисковой рекламы в России «Яндекс.Директ». С тех пор контекстная реклама не сбавляет оборотов, поступательно наращивая объемы рынка. За последние 5 лет расходы на неё увеличились на 357%.

Уже через год после открытия у сервиса "Яндекс.Директ" было 2500 клиентов. На сегодняшний день их, по данным "Яндекса", уже больше 295 тысяч. Контекстная реклама является драйвером интернет-рекламы, которая, в свою очередь, прочно закрепилась на 2-м месте российских рекламных медиа, уступая лишь рекламе на ТВ. В 2007 году контекст обогнал медийно-баннерную рекламу по объемам закупок и с тех пор движется только вперед, меняется лишь скорость продвижения, иными словами, темп роста. По данным АКАР, в 2013 году доля контекстной рекламы на интернет-рынке составила 72%, а в первом триместре 2014 – 80%. С 2009 года рынок контекста вырос на 357% – с 11,3 млрд. руб. до 51,6 млрд. руб.   

объем рынка, контекстная реклама

«Контекстная реклама была, есть и будет. – говорит генеральный директор «Блондинки.Ру» Татьяна Костенкова. – Рынок контекста продолжает расти за счет разных категорий клиентов – как категории Enterprise, так и среднего и малого бизнеса. Контекст уже стал «взрослым» рынком, поэтому ждать взрывного роста от него не стоит. (Прим: В 2011 году был зафиксирован пик темпа роста: +61% за год. 2013 показал уже более скромные +34% за год). Согласно отчётам исследовательских компаний, интернет есть практически в каждом доме в крупных городах России, а значит, наращивать объемы рынка контекст будет в основном за счет прихода новых и роста старых клиентов».

Лидерами среди топ-рекламодателей в 1-м квартале 2014 стали e-commerce (Lamoda, Ozon, Связной и т.д.), банки (Сбербанк, Тинькофф, Ситибанк, Банк Москвы и т.д.), FMCG (P&G, Unilever), телеком (Мегафон, МТС, Билайн). Из-за падения автомобильного рынка некоторые представители этой отрасли вышли из группы лидеров.

В день рождения контекстной рекламы стоит ещё раз взглянуть на самые важные даты в истории российской контекстной рекламы:

2001 – 31 июля  запущен первый русскоязычный сервис поисковой рекламы «Яндекс.Директ».

2002 –  Начало работы российского сервиса контекстной рекламы «Бегун».

Сервис для самостоятельного размещения рекламных объявлений Google AdWords претерпевает существенные изменения: вместо системы оплаты за 1000 показов объявления CPM (англ. – cost-per-mile) вводится система оплаты за клик CPC (англ. – cost-per-click).

Российские пользователи теперь могут увидеть контекстные объявления Google AdWords  в поисковой выдаче google.ru.  

Спустя год после старта у Яндекс.Директ уже 2500 рекламодателей.

2004 – В  Google AdWords появляется русский интерфейс.

2006 – Google AdWords начинает полноценную работу с российскими рекламодателями.

2007 – Контекстная реклама в России впервые обогнала медийно-баннерную по объему закупок.

Арсен Ревазов и Игорь Ашманов придумали новый сервис управления контекстной рекламой – «Блондинка». На воплощение идеи ушёл год.  

2008 – На российском рынке появилась «Блондинка», автоматическая система размещения контекстной рекламы, работающая с главными китами контекста: Яндексом, Бегуном и Google.

Мировой финансовый кризис и обвал индексов на мировых фондовых биржах негативно отразился на положении дел в самых различных сферах бизнеса, но именно в это время произошло перераспределение бюджетов в пользу контекстной рекламы и за «контекстом» закрепилось лидерство в digital-сфере.    

2011 – Спустя 3 года после создания «Блондинка» работает с 50% рекламодателей из ТОП-100. 

В мае состоялось IPO «Яндекса» (т.е. первая публичная продажа акций компании). В ходе размещения инвесторы приобрели 52,2 млн. акций компании на $1,3 млрд. долларов.

2013 – 70% рынка контекста у Яндекс.Директ, 28,5% - у Google Adwords, 1,5% - у системы «Бегун». 

«Блондинка» запускает рекламный сервис Aori, предназначенный для малого и среднего бизнеса.

В мае «Блондинка» представляет на рынке Marilyn, секретную внутреннюю разработку компании для оптимизации рекламных кампаний крупных рекламодателей и рекламных агентств.

2014 – Согласно «Рейтингу Рунета», «Блондинка» – агентство контекстной рекламы №1 в России по количеству сотрудников, сертифицированных для работы с системами Яндекс.Директ и Google AdWords.